Перейти к основному содержимому

Индустрия подделок

Преподаватель СФИ Кирилл Мозгов и поэт

31 октября в связи с Днем памяти жертв советских репрессий в музее ГУЛАГа прошел круглый стол «Репрессированная культура», организованный Свято-Филаретовским институтом и православными Свято-Георгиевским братством и братством во имя Новомучеников и исповедников Российских. 

На круглом столе были показаны фрагменты документального фильма Виталия Якушева «Продать Эрмитаж. Как уходили шедевры», рассказывающего об одной из страниц истории разграбления культурного наследия страны с первых дней после Октябрьского переворота. За уничтожением в 1920-1930 годы памятников культуры, по выражению Ольги Седаковой – «прошлого культуры», последовало уничтожение ее настоящего – «наличного человеческого творческого материала»: люди культуры были арестованы, замучены, убиты или высланы из страны.

Но культура была не просто уничтожена. Искусственный отбор по «классовому признаку» привел к формированию культуры нового типа. «Элемент советского я всегда определяла как элемент подделки, – поясняет Ольга Седакова, – как отсутствие настоящего вдохновения, которое возможно только у свободного человека, не впустившего внутрь внешнюю цензуру». Причем людям, выросшим за «железным занавесом», вкус этих подделок не с чем сравнить.

Можно ли что-то противопоставить этому внутреннему рабству? Для этого нужно, по крайней мере, преодолевать тягу к схемам, убежден профессор СФИ Александр Копировский. «Иначе получается, что ты еще не вошел в дом, а уже знаешь, что в нем находится и как к этому надо относиться», – добавил он. Он поделился впечатлениями от своего недавнего выступления на радио, во время которого в студию позвонила возмущенная слушательница и констатировала: «У вас плохая передача: вы совершенно не говорите, как нам жить и как нам мыслить».

Истоки культурного разрыва и массового одичания следует искать еще до большевизма, уверен Александр Копировский. Были представители рафинированной культуры начала XX века, которые ненавидели классику, не понимали ее, настолько от нее «устали», что хотели чего-то ослепительно нового, опьяняющего. Он напомнил строки советского поэта Владимира Кириллова, написанные в ответ на протест Луначарского против разрушения памятников русской культуры: «Во имя нашего Завтра – сожжем Рафаэля, разрушим музеи, растопчем искусства цветы». Но сам его слог и стиль этих строк свидетельствуют о том, что эти люди питались молоком той самой культуры, которую хотели разрушить.

Подвергается ли культура репрессиям сегодня? Как будто нет. Но в самих людях не осталось сил на то, чтобы различать фальшь, искать красоту и правду. Тем не менее, поиск подлинности и стремление обрести в жизни какой-то простор в людях есть всегда, считает преподаватель СФИ Светлана Чукавина. Если человек хочет, то он может к ним прорваться. «Бывает так, что человек этого не хочет, и тогда нужно думать, как его поддержать, как ему можно помочь обрести свое достоинство, чтобы он захотел выйти за пределы своего маленького мещанского внутреннего мира, – добавила она. – И Господь не оставляет человека без встреч, которые помогают ему захотеть найти эту дверь».

В круглом столе также приняли участие преподаватель СФИ Кирилл Мозгов и руководитель Богословского колледжа СФИ Людмила Комиссарова.

 писатель Ольга Седакова
Профессор СФИ кандидат педагогических наук Александр Копировский
Преподаватель СФИ Светлана Чукавина
Руководитель Богословского колледжа при СФИ Людмила Комиссарова

Ольга Седакова
Контакты

Лицензия на осуществление образовательной деятельности от 29 декабря 2022 года
Свидетельство о государственной аккредитации от 26 января 2023 года
Свидетельство о церковной аккредитации № 26 от 1 декабря 2022 года

Все документы
Реквизиты СФИ

ИНН: 9701225665, КПП: 770101001
Р/с: 40703810838120100621 ПАО Сбербанк
К/с: 30101810400000000225
БИК: 044525225
ОКТМО: 45375000
ОГРН: 1227700696850
ОКПО: 74556262
ОКВЭД: 85.22

Ситуационный центр Минобрнауки по COVID-2019 («Горячая линия» с 8:00 до 20:00 по московскому времени): +7 (495) 198-00-00